Отсюда - и в вечность
Мы
уже рассказывали, что в известном московском издательстве АСТ вышла
книга новокузнецкого автора, члена клуба любителей фантастики "Контакт"
Евгения Грепа "Наброски с невозможного". В ней семь рассказов и
коротких повестей.
Молодому писателю всего 25 лет. О себе в конце книги он написал
предельно коротко: "Закончил школу, потом Сибирский индустриальный
государственный университет по специальности "математическое
обеспечение". Сейчас работаю в Сбербанке". От себя издатели добавили,
что Евгений Греп - достойный продолжатель "крапивинской" традиции в
отечественной фантастике.
"Владислав Петрович был моим любимым автором, - комментирует издателей
Евгений Греп. - Самым любимым. Первые по времени рассказы как раз и
написаны в духе традиций".
- В чем заключается "крапивинская традиция"?
- Крапивин - детский писатель. По его мысли, ребенок сам по себе уже
самодостаточный человек, и не надо ущемлять его права. Кроме того,
Крапивин обладал очень интересным литературным языком - стилем. Но что
касается традиций, то в книге ей следуют, пожалуй, только "Господин
диктатор" и "Дом на краю света".
- А "Звездочка"? Где Бато можно понять как "батяню-комбата", где ками -
камикадзе - Ганзи прочитывается как Матросов, которому долгом
приписывается пожертвовать своей жизнью, где Звездочка, Танки и
скуластая девушка - медсестры, берущие на себя боль раненых...
- Это скорее навеяно японской анимацией. Я ее поклонник. Хотя в рассказе - однозначно - не про Японию.
- Ах, вот оно что! Тогда мне понятна, если так выразиться, одномерность
персонажей, за каждым из которых закреплена своя функция. Откуда вообще
возникают идеи?
- Из снов, прочитанных или услышанных фраз. Я не строю рассказы заранее.
- То есть сюжет не обязателен?
- Нет, почему же. Сюжет обдумывается, обкатывается. Если готов, сажусь писать.
- А вообще с чего у тебя началось писательство? До или после Крапивина?
- До. Еще в классе четвертом написал повесть и отправил в "Пионерскую
правду". Толчком послужила прочитанная книга Аркадия Адамова "Тайна
двух океанов". Прислали ответ: мол, интересно, но надо поработать.
Посоветовали пойти в литературную студию. Ближе к окончанию школы
написал еще одну повесть. Сначала писал в стол, потом - в клуб
любителей фантастики. Так дорос до книги. Сначала слушали, теперь
читают.
- Начинал, отталкиваясь от Крапивина, а куда держишь путь?
- Хотелось бы найти свой стиль. Стать самим собой, а не продолжателем -
даже хороших писателей. Фантастика - ведь такая же литература, как и
вся остальная. Кто-то создает образ, кто-то использует фантастику как
атрибут, чтобы смоделировать определенные ситуации. Достаточно
нескольких слов, чтобы заставить читателя представить тот или иной
персонаж, ту или иную ситуацию.
- Почему все-таки фантастика?
- Потому, что с ее помощью можно добиться того, на что, может, не
способна "реалистическая литература". Можно взять некую предполагаемую
ситуацию и обыграть ее фантастическим инструментарием - раскрыть
возможность, в ней заложенную. Вообще, пишется книга, а не фантастика.
Просто фантастики не бывает - есть ироническая фантастика,
фантастический детектив и так далее. Потом - хорошую фантастику
интересно читать.
- А что такое хорошая фантастика? Скажем, кто, на твой взгляд, сегодня пишет хорошую фантастику?
- Евгений Лукин - очень хороший писатель: интересные сюжеты, образы,
мысли. Стругацкие, конечно. Из иностранных - Терри Пратчетт. Пишет с
юмором, очень ироничный писатель. Одно время нравился Сергей
Лукьяненко... Но, пожалуй, первые трое - выше.
- А как же мои любимые Шекли, Саймак, Бредбери?
- Литература стареет. Точнее, стареет реальность, которую она
описывает. Наверное, умом моего поколения владеют другие темы, другие
проблемы. Другая реальность.
- А как же вечность?
- Да, действительно. Я думаю, что если писатель берет вечные проблемы,
то и книга - вечная. Впрочем, если даже сиюминутную проблему описать
вечными словами, она будет интересной на века, если нет - то это будет
книга поколения. Не больше.
- Ты бы хотел попасть в вечность?
- Любому писателю нравится, когда его читают. И любой писатель, когда
садится за стол, пишет для вечности. Если он серьезный писатель...
- Что ж, желаю тебе попасть в вечность. Надеюсь, что это не последнее интервью по поводу выхода твоих книг. Удачи!
Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=1894 |